О ЛАБОРАТОРИИ

Основное направление исследований лаборатории – психология осознанной саморегуляции в широком контексте индивидуальности и бытия человека.

Круг исследований сотрудников лаборатории включает в себя проблемы общих закономерностей и индивидуальных особенностей саморегуляции психических состояний, различных видов активности и деятельности человека.

В последние годы в лаборатории развивается методология дифференциального подхода к саморегуляции человека, создающая основы для решения фундаментальных и прикладных проблем психологии саморегуляции, а также для разработки инструментария психологической диагностики регуляторных процессов.

 

 ИСТОРИЯ

Лаборатория была создана 1970 году на базе исследовательской группы Олега Александровича Конопкина, положившего начало фундаментальной разработке проблемы саморегуляции как относительно самостоятельной подсистемы специфически регуляторных процессов психологической структуры деятельности.

Основной задачей созданной лаборатории являлось развитие нового направления в психологии деятельности человека, основанного на раскрытии внутренней, психической структуры, закономерностей развития и функционирования процессов инициации, построения субъектом своей целенаправленной активности и управления ею.

В работах сотрудников и аспирантов лаборатории проводились исследования функциональной структуры процессов психической регуляции деятельности: сначала в условиях производственной деятельности и на сенсомоторной модели деятельности, а затем и в условиях учебной, профессиональной и спортивной деятельности. Основные положения концепции осознанной саморегуляции были сформулированы в публикации монографии О.А. Конопкина “Психологические механизмы регуляции деятельности” (1980).

В 70-ые годы научными сотрудниками лаборатории являлись А.М. Гейшерик, Ю.С. Жуйков,  Ю.А. Миславский и др. Позднее в состав лаборатории вошла научная группа под руководством Э.А. Фарапоновой, которая занималась исследованием саморегуляции учебно-трудовой деятельности в контексте проблемы профориентации школьников. В разные годы в составе лаборатории работали А.М. Матюшкин, Б.Б. Коссов, Л.М. Смирнов.

В 90-гг. В.И. Моросановой проблемное поле исследований лаборатории было расширено за счет включения в него индивидуальных различий осознанной саморегуляции. Для изучения типичных для человека индивидуальных способов регулирования, устойчиво проявляющихся в различных деятельностных ситуациях и видах пси­хической активности, были разработаны представления о стилевых особенностях саморегуляции произвольной активности (В.И. Моросанова, 1988-1998).

В 2000 г. лабораторию возглавила Варвара Ильинична Моросанова.

Спектр направлений, развиваемых в настоящее время сотрудниками лаборатории включает в себя:

— исследование саморегуляции в контексте проблем ситуационной обусловленности актуалгенеза саморегуляции действия и общей способности к саморегуляции (И.Н. Бондаренко);

— взаимосвязи интеллектуального развития и осознанной саморегуляции учебной деятельности;  педагогического взаимодействия (Т.А. Фомина);

— мотивации учебной деятельности (И.Ю. Цыганов);

— онтогенеза осознанной саморегуляции (О.В. Ефтимова);

— стресса в профессиональной деятельности (Н.Г. Кондратюк);

— влияния детско-родительских отношений на становление осознанной саморегуляции в детском возрасте (В.С. Боргоедова);

— ценностных ориентаций (М.Л. Ованесбекова), … (А. Бурмистрова-Савенкова).