О ЛАБОРАТОРИИ
Основное направление исследований лаборатории – психология осознанной саморегуляции в широком контексте индивидуальности и бытия человека.
Круг исследований сотрудников лаборатории включает в себя проблемы общих закономерностей и индивидуальных особенностей саморегуляции психических состояний, различных видов активности и деятельности человека, регуляторных аспектов принятия решений, когнитивной, личностной, эмоционально-волевой регуляции, индивидуальных стилей регуляции и реализации различных видов произвольной активности, природы саморегуляции и возрастных аспектов ее становления.
В последние годы в лаборатории развивается методология дифференциального подхода к саморегуляции человека, создающая фундаментальные основы для решения широкого спектра фундаментальных и прикладных проблем психологии саморегуляции, а также для разработки инструментария психологической диагностики регуляторных процессов.
О КОНОПКИНЕ О.А.
В 2016 г. исполняется 85 лет со дня рождения О.А. Конопкина (1931–2008) – доктора психологических наук, известного специалиста в области общей психологии и психологии труда, создателя теории саморегуляции деятельности. Он является одним из основателей психологии саморегуляции – актуального направления в отечественной науке, развивающегося усилиями ученых РАО и РАН, а также его после дователями в различных научных центрах в России и за рубежом.
Всю жизнь Олег Александрович работал в Институте общей и педагогической психологии АПН (ныне Психологическом институте Российской академии образования). С 1960-х гг. О.А. Конопкин занимался проблемой психологических механизмов психической саморегуляции. Он начинал свою научную деятельность под руководством Д.А. Ошанина, успешно защитил в 1964 г. кандидатскую диссертацию, а в 1977 г. – докторскую. В 1971 г. он стал заведующим лабораторией психологических проблем регуляции деятельности, а в 1992 г. был избран действительным членом Академии педагогических наук (ныне РАО). Он был удостоен почетного звания заслуженного деятеля науки Российской Федерации.
В разные годы Олег Александрович был ученым секретарем института, заместителем директора. В течение всей своей научной жизни он отдавал много сил сотрудничеству с журналом «Вопросы психологии», сначала в качестве автора, а затем члена редколлегии и заместителя главного редактора журнала. Он был одним из самых талантливых, творческих и благородных представителей отечественной
психологической науки.
В наш сложный век после ухода старшего поколения основателей научных направлений разработка их идей зачастую прерывается. К счастью, психологию саморегуляции эта участь миновала. Усилиями сотрудников созданной О.А. Конопкиным лаборатории психологии саморегуляции в ПИ РАО, а также его последователями в РАН и других научных центрах России проводятся теоретические, экспериментальные, эмпирические и практические исследования; осуществляются взаимодействие специалистов по данной проблематике и координация исследований в рамках Российского психологического общества, организуются научные конференции, симпозиумы, семинары в России и за рубежом. Основные моменты и идеи саморегуляции О.А. Конопкина востребованы современной психологией.
ИСТОРИЯ
Лаборатория была создана 1970 году на базе исследовательской группы Олега Александровича Конопкина, положившего начало фундаментальной разработке проблемы саморегуляции как относительно самостоятельной подсистемы специфически регуляторных процессов психологической структуры деятельности.
На первых этапах развития лаборатории ее исследования фокусировались на общих закономерностях саморегуляции деятельности. Основной задачей созданной лаборатории являлось развитие нового направления в психологии деятельности человека, основанного на раскрытии внутренней, психической структуры, закономерностей развития и функционирования процессов инициации, построения субъектом своей целенаправленной активности и управления ею.
В работах сотрудников и аспирантов лаборатории проводились исследования функциональной структуры процессов психической регуляции деятельности: сначала в условиях производственной деятельности и на сенсомоторной модели деятельности, а затем и в условиях учебной, профессиональной и спортивной деятельности. Важной вехой в становлении данного направления стала публикация монографии О.А. Конопкина “Психологические механизмы регуляции деятельности” (1980), в которой на основе обобщения нескольких циклов экспериментальных и теоретических исследований были сформулированы основные положения концепции осознанной саморегуляции.
В 70-ые годы научными сотрудниками лаборатории являлись А.М. Гейшерик, Ю.С. Жуйков, И.И. Кондратьева, Н.Ф. Круглова, Ю.А. Миславский, В.И. Моросанова, А.К. Осницкий, Н.О. Сипачев, В.И. Степанский. Позднее в состав лаборатории вошла научная группа под руководством Э.А. Фарапоновой (Т.И. Данюшевская, С.В. Ушнев, И.Н. Начевник, Н.В. Самоукина), которая занималась исследованием саморегуляции учебно-трудовой деятельности в контексте проблемы профориентации школьников. В разные годы в составе лаборатории работали А.М. Матюшкин, Б.Б. Коссов, Л.М. Смирнов.
В 90-гг. В.И. Моросановой проблемное поле исследований лаборатории было расширено за счет включения в него индивидуальных различий осознанной саморегуляции. Индивидуальные особенности саморегуляции проявляются в том, как человек планирует цели и программирует их достижение, учитывает значимые внешние и внутренние условия, оценивает результаты и корректирует свою активность для достижения субъективно приемлемых результатов деятельности. Для изучения типичных для человека индивидуальных способов регулирования, устойчиво проявляющихся в различных деятельностных ситуациях и видах психической активности, были разработаны представления о стилевых особенностях саморегуляции произвольной активности (В.И. Моросанова, 1988-1998).
В 2000 г. лабораторию возглавила Варвара Ильинична Моросанова.
Спектр направлений, развиваемых в настоящее время сотрудниками лаборатории широк и включает в себя исследование саморегуляции в контексте проблем ситуационной обусловленности актуалгенеза саморегуляции действия и общей способности к саморегуляции (И.Н. Бондаренко); взаимосвязи интеллектуального развития и осознанной саморегуляции учебной деятельности; педагогического взаимодействия (Т.А. Фомина); мотивации учебной деятельности (И.Ю. Цыганов); онтогенеза осознанной саморегуляции (О.В. Ефтимова); стресса в профессиональной деятельности (Н.Г. Кондратюк); влияния детско-родительских отношений на становление осознанной саморегуляции детском возрасте (В.С. Боргоедова); ценностных ориентаций (М.Л. Ованесбекова), … (А. Бурмистрова-Савенкова).
СОТРУДНИКИ
Член-корреспондент Российской академии образования (2016), доктор психологических наук (1995), профессор (1997)
Должность: Заведующий лабораторией
Российский психолог, специалист в области педагогической психологии. Доктор психологических наук. Профессор кафедры педагогической психологии Московского психолого-педагогического университета (МГППУ).
Должность: Ведущий научный сотрудник
Кандидат психологических наук.
Должность: Ведущий научный сотрудник.
Почтовый ящик: pondi2010@gmail. com
Кандидат психологических наук.
Должность: Ведущий научный сотрудник
Кандидат психологических наук.
Должность: Старший научный сотрудник
Должность: Старший научный сотрудник
Должность: Старший научный сотрудник
Кандидат психологических наук.
Должность: Старший научный сотрудник
Должность: Старший научный сотрудник
Должность: Научный сотрудник
Должность: Научный сотрудник
Ованесбекова Маргарита Леонидовна
Должность: Младший научный сотрудник
Должность: Лаборант