О НАС

О ЛАБОРАТОРИИ

Основное направление исследований лаборатории – психология осознанной саморегуляции в широком контексте индивидуальности и бытия человека.

Круг исследований сотрудников лаборатории включает в себя проблемы общих закономерностей и индивидуальных особенностей саморегуляции психических состояний, различных видов активности и деятельности человека, регуляторных аспектов принятия решений, когнитивной, личностной, эмоционально-волевой регуляции, индивидуальных стилей регуляции и реализации различных видов произвольной активности, природы саморегуляции и возрастных аспектов ее становления.

В последние годы в лаборатории развивается методология дифференциального подхода к саморегуляции человека, создающая фундаментальные основы для решения широкого спектра фундаментальных и прикладных проблем психологии саморегуляции, а также для разработки инструментария психологической диагностики регуляторных процессов.

 

О КОНОПКИНЕ О.А.

В 2016 г. исполняется 85 лет со дня рождения О.А. Конопкина (1931–2008) – доктора психологических наук, известного специалиста в области общей психологии и психологии труда, создателя теории саморегуляции деятельности. Он является одним из основателей психологии саморегуляции – актуального направления в отечественной науке, развивающегося усилиями ученых РАО и РАН, а также его после дователями в различных научных центрах в России и за рубежом.

Всю жизнь Олег Александрович работал в Институте общей и педагогической психологии АПН (ныне Психологическом институте Российской академии образования). С 1960-х гг. О.А. Конопкин занимался проблемой психологических механизмов психической саморегуляции. Он начинал свою научную деятельность под руководством Д.А. Ошанина, успешно защитил в 1964 г. кандидатскую диссертацию, а в 1977 г. – докторскую. В 1971 г. он стал заведующим лабораторией психологических проблем регуляции деятельности, а в 1992 г. был избран действительным членом Академии педагогических наук (ныне РАО). Он был удостоен почетного звания заслуженного деятеля науки Российской Федерации.
В разные годы Олег Александрович был ученым секретарем института, заместителем директора. В течение всей своей научной жизни он отдавал много сил сотрудничеству с журналом «Вопросы психологии», сначала в качестве автора, а затем члена редколлегии и заместителя главного редактора журнала. Он был одним из самых талантливых, творческих и благородных представителей отечественной
психологической науки.
В наш сложный век после ухода старшего поколения основателей научных направлений разработка их идей зачастую прерывается. К счастью, психологию саморегуляции эта участь миновала. Усилиями сотрудников созданной О.А. Конопкиным лаборатории психологии саморегуляции в ПИ РАО, а также его последователями в РАН и других научных центрах России проводятся теоретические, экспериментальные, эмпирические и практические исследования; осуществляются взаимодействие специалистов по данной проблематике и координация исследований в рамках Российского психологического общества, организуются научные конференции, симпозиумы, семинары в России и за рубежом. Основные моменты и идеи саморегуляции О.А. Конопкина востребованы современной психологией.

 

 ИСТОРИЯ

Лаборатория была создана 1970 году на базе исследовательской группы Олега Александровича Конопкина, положившего начало фундаментальной разработке проблемы саморегуляции как от­носительно самостоятельной подсистемы специфически регуляторных процессов психологической структуры деятельности.

На первых этапах развития лаборатории ее исследования фокусировались на общих закономерностях са­морегуляции деятельности. Основной задачей созданной лаборатории являлось развитие нового направления в психологии деятельности человека, основанного на раскрытии внутренней, психической структуры, закономерностей развития и функционирования процессов инициации, построения субъектом своей целенаправленной активности и управления ею.

В работах сотрудников и аспирантов лаборатории проводились исследования функциональной структуры процессов психической регуляции деятельности: сначала в условиях производственной деятельности и на сенсомоторной модели деятельности, а затем и в условиях учебной, профессиональной и спортивной деятельности. Важной вехой в становлении данного направления стала публикация монографии О.А. Конопкина “Психологические механизмы регуляции деятельности” (1980), в которой на основе обобщения нескольких циклов экспериментальных и теоретических исследований были сформулированы основные положения концепции осознанной саморегуляции.

В 70-ые годы научными сотрудниками лаборатории являлись А.М. Гейшерик, Ю.С. Жуйков, И.И. Кондратьева, Н.Ф. Круглова, Ю.А. Миславский, В.И. Моросанова, А.К. Осницкий, Н.О. Сипачев, В.И. Степанский. Позднее в состав лаборатории вошла научная группа под руководством Э.А. Фарапоновой (Т.И. Данюшевская, С.В. Ушнев, И.Н. Начевник, Н.В. Самоукина), которая занималась исследованием саморегуляции учебно-трудовой деятельности в контексте проблемы профориентации школьников. В разные годы в составе лаборатории работали А.М. Матюшкин, Б.Б. Коссов, Л.М. Смирнов.

В 90-гг. В.И. Моросановой проблемное поле исследований лаборатории было расширено за счет включения в него индивидуальных различий осознанной саморегуляции. Индивидуальные особенности саморегуляции проявляются в том, как человек планирует цели и программирует их до­стижение, учитывает значимые внешние и внутренние условия, оценивает результаты и корректирует свою активность для достижения субъективно приемлемых результатов деятельности. Для изучения типичных для человека индивидуальных способов регулирования, устойчиво проявляющихся в различных деятельностных ситуациях и видах пси­хической активности, были разработаны представления о стилевых особенностях саморегуляции произвольной активности (В.И. Моросанова, 1988-1998).

В 2000 г. лабораторию возглавила Варвара Ильинична Моросанова.

Спектр направлений, развиваемых в настоящее время сотрудниками лаборатории широк и включает в себя исследование саморегуляции в контексте проблем ситуационной обусловленности актуалгенеза саморегуляции действия и общей способности к саморегуляции (И.Н. Бондаренко); взаимосвязи интеллектуального развития и осознанной саморегуляции учебной деятельности;  педагогического взаимодействия (Т.А. Фомина); мотивации учебной деятельности (И.Ю. Цыганов); онтогенеза осознанной саморегуляции (О.В. Ефтимова); стресса в профессиональной деятельности (Н.Г. Кондратюк); влияния детско-родительских отношений на становление осознанной саморегуляции детском возрасте (В.С. Боргоедова); ценностных ориентаций (М.Л. Ованесбекова), … (А. Бурмистрова-Савенкова).

 

 

СОТРУДНИКИ

Моросанова Варвара Ильинична

Моросанова Варвара Ильинична

Член-корреспондент Российской академии образования (2016), доктор психологических наук (1995), профессор (1997)

Должность:  Заведующий лабораторией

 

Божович Елена Дмитриевна

Божович Елена Дмитриевна

Российский психолог, специалист в области педагогической психологии. Доктор психологических наук. Профессор кафедры педагогической психологии Московского психолого-педагогического университета (МГППУ).

Должность:  Ведущий научный сотрудник

 

Бондаренко Ирина Николаевна. 

Бондаренко Ирина Николаевна

Кандидат психологических наук.

Должность:  Ведущий научный сотрудник.

Почтовый ящик: pondi2010@gmail. com

 

Фомина Татьяна Геннадьевна. 

women

Кандидат психологических наук.

Должность:  Ведущий научный сотрудник

 

Кондратюк Наиля Гумеровна.

women

Кандидат психологических наук.

Должность:  Старший научный сотрудник

 

Раевская Татьяна Геннадьевна

women

Должность:  Старший научный сотрудник

 

Филиппова Елена Валерьевна

women

Должность:  Старший научный сотрудник

 

Цыганов Игорь Юрьевич

man

Кандидат психологических наук.

Должность:  Старший научный сотрудник

 

Черкасова Ольга Дмитриевна

women

Должность:  Старший научный сотрудник

 

Боргоедова Виктория Сергеевна

Боргоедова

Должность:  Научный сотрудник

 

Ефтимова Ольга Викторовна

women

Должность:  Научный сотрудник

 

Ованесбекова Маргарита Леонидовна

women

Должность:  Младший научный сотрудник

 

Адамян Анна Андреевна

women

Должность:  Лаборант

 

Наверх